Notice: Trying to get property 'image_intro' of non-object in /home/users/n/nikop/domains/1.jelektrik.by/plugins/system/helixultimate/overrides/layouts/joomla/content/full_image.php on line 118

Магия освещения жилых помещений в загородном доме

Освещение в загородном доме

В загородном доме сочетаются жилые помещения с самыми разнообразными функциями. Более того, даже одна комната может использоваться совершенно по-разному. Как правильно осветить эти помещения, исходя из тех задач, которые они призваны выполнять?

 Согласно современным концепциям светодизайна, искусственный свет в интерьере здания может решать по меньшей мере три задачи.

Во-первых, он позволяет ориентироваться в пространстве при недостатке естественного света (общее освещение), а также создавать необходимые условия для жизнедеятельности людей (рабочее освещение), например для чтения, работы за компьютером или приготовления пищи.

Во-вторых, он способен подчеркнуть особенности некоторых элементов помещения, формируя своеобразную последовательность восприятия интерьера (акцентирующее освещение).

В-третьих, он может создавать световые узоры или динамические картины, которые имеют ценность сами по себе, тем самым доставлять удовольствие от наблюдения за ними (декоративное освещение). В серьёзных светодизайнерских проектах, как правило, комбинируются все три эти функции.

Стоит также отметить, что существует две традиции светодизайна в жилом пространстве - европейская и американская. Первая предполагает равномерное освещение комнаты, и потому обязательное её условие - главный источник света (обычно люстра), дающий яркое освещение. При необходимости (но далеко не всегда) люстра может быть дополнена другими осветительными приборами. В помещениях большой площади нередко устанавливают несколько люстр. Европейский подход позволяет не только равномерно осветить комнату, но и создать торжественную, праздничную атмосферу в ней, что особенно актуально в случае просторных помещений. Для американской традиции характерен отказ от главного источника света (люстры почти не применяются). Вместо этого предусматривают освещение отдельных зон, как правило, за счёт бра, торшеров, отражённого света, например от светильников, подсвечивающих картины и пр. Подобный подход дороже и сложнее в реализации, поскольку предполагает установку большего числа осветительных приборов и монтаж более протяжённой и разветвлённой сети электропроводки, которую притом следует продумать ещё на стадии проекта здания. Зато свет в комнате оказывается слегка приглушённым, создающим особенно уютную атмосферу, так как освещаются только те зоны, где в настоящий момент находятся обитатели дома. И всё же европейская традиция свето-дизайна распространена у нас значительно больше.

Гостиная

Монтаж освещения коттеджа в Минском районе

Выбор схемы искусственного освещения зависит, прежде всего, от функциональных особенностей помещения. Начнём с гостиной.

Она может выполнять самые разные задачи: здесь могут отдыхать, принимать гостей, обедать, смотреть телевизор (или кино на экране домашнего кинотеатра), читать, а зачастую ещё и работать. Поэтому важно определиться, как именно будет использоваться гостиная, и предусмотреть соответствующее освещение. Если семья будет тут обедать, то лучше всего ярко осветить обеденный стол, расположив главный светильник в помещении над ним (световое пятно должно быть сосредоточено на столе), притом свет в остальной части комнаты желательно сделать приглушённым, - это способствует эмоциональному сближению обитателей дома. Если же в помещении планируется принимать гостей, то необходим яркий общий свет. Как решить обе эти задачи? Можно использовать один осветительный прибор, но либо с возможностью диммирования - плавного изменения яркости света, либо регулируемый по высоте (опускать его во время семейных застолий и поднимать когда приходят гости), либо совмещающий обе функции. В гостиной обычно создают зоны уединённого отдыха членов семьи, и потому рядом с креслом, диваном, журнальным столиком устанавливают потолочные светильники, бра (желательно с функцией диммирования), а также торшеры или настольные лампы. Предпочтительны передвижные торшеры или лампы, поскольку с их помощью можно добиться хорошего освещения именно той зоны, где в данный момент находится человек. Рядом с местом, где семья смотрит телевизор, обязательно следует располагать бра или торшер. Это обусловлено тем, что смотреть на яркий экран в полной темноте вредно для глаз из-за сильного контраста между яркостью объекта наблюдения и фона. Но если близко к экрану будет приглушённое рассеянное освещение, то этот контраст резко падает. Световой поток от торшера или бра направляют вверх или в сторону, чтобы не слепить людей и избежать появления бликов на экране. Некоторые зоны гостиной можно подсветить встроенными в потолок точечными светильниками (галогенными, светодиодными и др.). Однако это должна быть лишь дополнительная подсветка: если выбрать её в качестве основной, то контраст между ярко освещенными поверхностями и тёмным потолком будет визуально занижать помещение. Кроме того, если, допустим, освещать точечными светильниками обеденный стол светлого цвета, то из-за сильного отражения света от его поверхности глазам будет не комфортно. Можно предусмотреть в гостиной освещение, задача которого - помогать людям ориентироваться в пространстве при выключенном общем свете. Для этого хорошо подходит, в частности, подсветка (например, в виде светодиодных лент), установленная на внутренних частях оконных проёмов или по периметру помещения. В гостиной чаще всего используют приборы, имеющие лампы с низкой цветовой температурой (тёплым светом) - 2700-2800 К. Такой свет приятнее для глаз, поскольку ассоциируется с солнечным. К тому же он умиротворяюще воздействует на человека, создаёт в доме атмосферу уюта.

 Нередко в гостиной находится коллекция тех или иных предметов, которые являются гордостью владельцев дома. Чтобы они выигрышно смотрелись, нужно правильно осветить их. Если это картины, развешанные на стенах, то обычно используют особые светильники с направленным светом, располагая их над полотном и на небольшом удалении от стены (500-1500 мм), чтобы свет падал на картину под углом. Величина угла зависит от разных факторов (размер картины, техника живописи и пр.), но он не должен быть таким, чтобы тень от головы зрителя попадала на полотно. Большое значение имеет индекс цветопередачи источника света (показатель того, насколько естественными воспринимаются цвета под осветительным прибором по сравнению с солнечным светом). При максимальном значении индекса 100 (естественный свет) для освещения картин желательно, чтобы его величина достигала 90 и более. Выбирая же цветовую температуру источника света, необходимо иметь представление о живописном объекте. Так, для портретов, натюрмортов и интерьерных картин предпочтителен тёплый свет, а для пейзажей -холодный. Однако в зависимости от преобладающей цветовой гаммы полотна правила освещения могут меняться. Если есть неопределённость относительно освещаемого объекта, чаще применяют светильники с нейтральной цветовой температурой (белым светом). Учитывая, что ультрафиолетовое излучение может оказывать пагубное воздействие на краски, используют приборы либо не производящие такое излучение, либо имеющие специальные фильтры, которые уменьшают его. Если же в коллекции представлены объёмные предметы (вазы, скульптуры) и владелец дома хочет подчеркнуть их объём (а не передать силуэт) , то их следует освещать как минимум с двух сторон при расположении коллекции у стены и с трёх сторон, когда предполагается круговой обзор.

Зачастую в интерьере присутствуют такие архитектурные элементы, как колонны, а также объёмные отделочные материалы (искусственный камень, кирпичная кладка и пр.). Они будут выглядеть эффектнее, если их подсветить. Для этого ряд специалистов рекомендует располагать светильники направленного света снизу (ниже уровня глаз), и тогда зритель будет обращать внимание прежде всего на форму выступающих элементов, а не на тень от них. Другие эксперты предлагают для этих целей устанавливать светильники с мягким, не узконаправленным светом в верхней части комнаты.

Другие помещения

Услуги по освещению дома в Минске

На кухне необходимо прежде всего хорошо осветить рабочую зону - место, где готовят пищу. Популярное решение - установка точечных светильников в потолок или в карнизную часть кухонного шкафа - является, по мнению специалистов, довольно неудачным. Ведь во время приготовления блюд человек зачастую перекрывает собой идущий от них световой поток, и на рабочем столе появляется тень. Поэтому предпочтительнее яркие линейные светильники, расположенные на стене под шкафом или полкой либо встроенные в их нижнюю поверхность. Такие приборы позволяют полностью осветить рабочую зону, и притом их можно выключать по окончании приготовления пищи. Чтобы продукты и блюда выглядели естественно, лучше устанавливать светильники, дающие нейтральный белый свет (люминесцентные, светодиодные). Помимо освещения рабочей зоны, нужно предусмотреть в помещении и общий свет, например люстры или бра над обеденным столом или барной стойкой, которые, как правило, есть на кухне.

В спальне хочется создать особенно уютную атмосферу. Поэтому зачастую здесь можно отказаться от общего освещения (оно уместно в случае очень просторных помещении, притом нужно обеспечить возможность плавного уменьшения яркости света или выключения группы ламп, чтобы свет был более тусклым). Для ориентации в пространстве используют местное освещение с тёплым отражённым или рассеянным светом, например бра или торшеры с абажурами (последние являются удачным решением благодаря своей мобильности). Светильники обязательно должны быть рядом с тумбочкой и кроватью (у её изголовья, если хозяева любят читать перед сном), причём выключатели для них должны также располагаться рядом с постелью. Учитывая, что в спальне практически всегда есть зеркальные поверхности, светильники стоит располагать так, чтобы не появлялись блики. Как правило, в спальне находится туалетный стол, сидя за которым хозяйка дома наносит макияж. Лучший способ осветить его - установить три источника света: лампу для освещения рабочей поверхности и два светильника в зоне зеркала с мягким рассеянным светом (во избежание бликов и слепящего действия) нейтрального или тёплого цвета. Зеркало никогда не следует освещать снизу, а также нежелательно освещать сверху (при его высоте менее 220 см), чтобы не появлялись ненужные тени. Светильники располагают справа и слева от него - выше уровня глаз человека. Добавим, что для спальни будет уместным декоративное освещение (в частности, с цветным светом), которое придаст особое настроение этому помещению. Для шкафа-купе или гардеробной предпочтительны приборы с регулируемым направлением светового потока, чтобы они светили точно на одежду. Важна цветовая температура таких светильников: она должна быть нейтральной.

Монтаж освещения в загородном доме

Освещение детской комнаты различается в зависимости от возраста ребёнка. Для совсем маленьких рабочей поверхностью становится пол, и нужно сделать его ярким, как правило, за счёт общего света, лучше всего рассеянного, чтобы не слепить ребёнка. Для детей постарше и школьного возраста рабочей поверхностью является письменный стол. Его освещают с помощью настольной лампы, которую располагают с противоположной стороны от окна (источника естественного света), чтобы исключить появление теней на его поверхности. Лампу не следует стационарно закреплять на столе: в вечернее время её переставляют на сторону, противоположную «рабочей» руке ребёнка. Свет от настольной лампы обязательно должен дополняться общим освещением, желательно с функцией диммирования или, выключателем на группу ламп для обеспечения неяркой фоновой подсветки. Общий свет позволит избавиться от сильного контраста, особенно при работе за компьютером. Отметим, что таким же образом решают вопрос освещения рабочего стола в кабинете. В детской обычно предусматривают светильник у изголовья кровати для чтения перед сном, ночник у постели, а также цветное декоративное освещение. Все приборы в этой комнате должны иметь повышенный класс защиты от поражения электрическим током (II или III). Кроме того, выбирают модели с небьющимися плафонами. Нагревающиеся источники света (например, лампы накаливания) должны быть закрыты рассеивателями. Нежелательны передвижные светильники (торшеры и др.), которые ребёнок может уронить.

Безопасность является важнейшим моментом и для ванной комнаты. Поэтому здесь используют приборы со степенью защиты IP44 и выше, II или III класса электробезопасности. Обычно предусматривают освещение общее с рассеянным светом (в частности, встроенные в потолок точечные светильники) и местное для подсветки отдельных зон: прежде всего зеркала (по тем правилам, о которых говорилось выше), а также шкафов, полок и т. п.

Освещение коттеджа - Минский район

При расчёте схемы искусственного освещения в загородном доме ориентируются, прежде всего, на освещённость, то есть количество света, попадающего на 1 м2. Для жилых помещений она должна составлять от 50 до 200 люкс (например, достаточная для чтения освещённость -не менее 100 люкс, хотя желательно иметь 300 люкс). Впрочем, эта норма весьма условна, поскольку представления о комфортной освещённости очень индивидуальны. Среди других важных характеристик света - его цветовая температура, влияющая на восприятие света человеком. Свет может быть тёплым (2700 К), нейтральным (4000 К), холодным (6500 К). Цветовую температуру выбирают в зависимости от задачи, которую должен решать свет в помещении. Так, тёплый свет способствует расслаблению, а холодный - сосредоточенности, созданию деловой атмосферы. Светильники некоторых типов могут производить свет только одной цветовой температуры (скажем, лампы накаливания всегда «тёплые»). Другие, в частности светодиодные и люминесцентные, бывают как «тёплыми», так и «холодными».

«Одна из функций света в интерьере жилого дома - изменение геометрии пространства. Самое простое, что позволяет свет, - визуально расширить или сузить помещение. Так, симметрия в освещении зрительно уменьшает пространство, асимметрия - увеличивает Роль играет и месторасположение светильников, и их цветовая температура. Например, чтобы комната, традиционно освещаемая тёплым светом, казалась просторнее, одну из стен можно выделить холодным светом. Другое решение - дополнительно подсветить с одинаковой яркостью две противоположные стены, и тогда помещение будет визуально более узким и длинным (в данном случае цветовая температура неважна). А при освещении длинного коридора необходимо, наоборот зрительно приблизить друг к другу его торцы. Для этого следует осветить дальнюю стену тёплым светом, и она будет казаться ближе. Аналогичной иллюзии можно добиться с помощью заливающего освещения одной из продольных стен холодным светом».

 

Александр Левенко

Смотрите ещё, может пригодится)