Исходя из названия, данное электротехническое устройство выступает в качестве электромагнита, который срабатывает при прохождении по обмотке катушки электрического тока. При этом основное назначение магнитного пускателя – это запуск в работу электродвигателя.
С точки зрения конструкции любой магнитный пускатель включает в себя подвижной якорь, который перемещается по специальным полозьям относительно стационарно закрепленной неподвижной части.
Принцип действия электромагнитной системы
Если рассматривать пускатель максимально упрощенно, то его можно представить в виде обычной кнопки с расположенными на ее корпусе клеммами подключения стационарных контактов и силовых цепей. Подвижная часть выступает в роли контактного мостика, назначение которого следующее:
1. Обеспечение двойного размыкания силовой цепи целью отключения питания электродвигателя;
2. Обеспечение надежного контакта проводников при функционирующей схеме.
Если на якорь воздействовать вручную, можно ощутить усилие сжатия имеющихся в конструкции пружин, которые отбрасывают контакты в исходное положение при отпускании якоря. Однако такой способ ручного управления пускателем не используется, а его основное назначение – тестирование устройства. В процессе же эксплуатации управление пускателями осуществляется исключительно дистанционно, что достигается посредством применения специально предусмотренной электромагнитной катушки. Конструкция данной катушки включает в себя две половины – нижнюю неподвижную и верхнюю, которая входит в состав якоря.
Так, если обмотка катушки обесточена, соответственно, магнитного поля вокруг нее нет, поэтому якорь отбрасывается в исходное положение усилием пружин. Но как только магнитные силы начинают действовать при прохождении тока через обмотку, якорь переходит в рабочее положение.
Принцип действия системы силовых контактов
Учитывая тот факт, что силовые контакты постоянно подвергаются большим нагрузкам и агрессивному воздействию, их надежная и длительная эксплуатация достигается, за счет принятия следующих мер:
• применение сплавов технического серебра в качестве материала посредством нанесения специальным методом на медные перемычки;
• изготовление контактов с существенным запасом прочности;
• силовые контакты изготавливаются в форме, специально разработанной для достижения максимального электрического контакта при минимальном воздействии дуги при разрыве контакта.
В случае с трехфазными схемами в конструкции пускателя присутствуют три силовых контакта и несколько дополнительных, которые повторяют положение якоря и применяются для управления работой двигателя. В зависимости от назначения, управляющие контакты в процессе срабатывания магнитного пускателя могут, как замыкать цепь, так и размыкать ее.
Современные магнитные пускатели, которые поставляют отечественные производители, классифицируются на семь групп, исходя из возможностей работы с нагрузками той или иной мощности. Для их обозначения используются определенные значения по возрастанию, начиная с нулевой величины (ток коммутации составляет до 6,3 ампера) и заканчивая шестой с током коммутации 160 А.
Для классификации пускателей импортного производства применяются собственные, отличные от описанных выше критерии.
Различные модели магнитных пускателей и их конструктивные особенности
Достаточно ранние модели магнитных пускателей снабжались силовыми контактами и повторителями на размыкание и замыкание в количестве, как правило, одного-двух штук. Современные же модели получают ряд дополнительных конструктивных элементов, благодаря чему, их набор функций значительно расширяется.
Одним из ярких примеров сказанного выше служат изделия в комплектном исполнении, которые способны управлять работой трехфазных электродвигателей в различных режимах и реверсивном, в том числе, за счет применения дополнительного оснащения. Все что требуется в данном случае от потребителя – подключить к имеющемуся модулю питание и электродвигатель. Сама же схема является смонтированной и отлаженной, исходя из тех или иных нагрузок.
Магнитные пускатели достаточно высокой мощности, помимо всего прочего, снабжаются системой гашения дуги, которая возникает при размыкании силовых контактов.